«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников №1 «Теремок»  

Информационная справка

 

     Муниципальному  дошкольному образовательному учреждению «Детский сад с приоритетным осуществлением  художественно-эстетического развития№1» села Летняя Ставка 35 лет. В 1976 году именовался Летнеставочный ясли-сад. Это один из первых детских садов в Туркменском районе, размещен в типовом, благоустроенном здании.

  В 1988 году Летнеставочный ясли-сад был реорганизован в Детский сад  «Теремок». В 1998 году реорганизован в Государственное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического  развития №1», а в 2005 году - в  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического  развития №1».

    В МДОУ «Детский сад №1» функционируют следующие группы:

ясельная группа, вторая младшая группа «А», вторая младшая группа «Б»,

средняя группа, старшая группа, подготовительная группа с  пятидневным режимом  работы с  9-ти   часовым пребыванием воспитанников.

 Всего детский сад посещает    119    воспитанников.                                                                      

Контингент  дошкольного учреждения

          Одним из основных направлений является  удовлетворение потребностей родителей в образовательных услугах и предоставлении условий для развития ребёнка.

         МДОУ является пространством, открытым для родителей. Социальный паспорт семьи позволил установить их состав. Общее количество семей – 112.       Полные семьи - 76%, неполные - 24%, многодетные -14%, проживающие со старшим поколением – 55%. 

     Совместное сотрудничество педагогов и родителей обеспечивает права ребёнка на образование и развитие. Несмотря на разнообразный контингент родителей и детей, деятельность учреждения за истекший период определялась всё нарастающей потребительской психологией родителей, существующим разрывом между современными образовательными системами (технологиями) и психолого-педагогической культурой родителей.

       В процессе общения с контингентом родительской общественности, выявились глубокие скрытые проблемы – родительская непросвещённость и педагогическая некомпетентность, а ребёнок входит в ситуацию «группы риска». Отмечается резкое снижение воспитательной функции родителей, примитивные представления их о возрастных и индивидуальных особенностях собственного ребёнка, ограниченная информированность родителей об особенностях жизнедеятельности детей.

     Проблема проявляется и в отношении родителей к детям: жестокий авторитаризм родителей по отношению к детям – самая сложная проблема из выше обозначенных. Это связано с тем, что не все взрослые, осознав, что представляет собой личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми, могут её применять в условиях взаимодействия с ребёнком. Преодоление проблем взаимодействия, объединение усилий семьи и дошкольного учреждения в интересах личностного развития ребёнка осуществляется путём:

- приобщения родителей к педагогическому процессу в детском саду, ознакомления их не только с формами работы воспитателя с детьми, но и с её содержанием (Приложение 1,2);

- неограниченного пребывания родителей в детском саду в период адаптации ребёнка к условиям образовательного пространства;

- организации выставок детских работ, информационно-педагогического материала, которые вводили родителей в специфику МДОУ, в жизненное пространство развития личности ребёнка (Приложение 3);

- создания клуба «Мама, папа, я – творческая семья», который обеспечивал сотворчество всех субъектов культурно-образовательного пространства (Приложение 4);

- создание в детском саду общественного органа «Управляющий совет», который позволяет родителям (законным представителям) принимать участие в управлении учреждением.

         Осуществлённое социально-педагогическое изучение состояния воспитания в семье и построение программы работы с нею  с учётом потребностей различных категорий семей, состояния семейных отношений и проблем в развитии и воспитании детей позволило определить социальный заказ учреждению в нескольких направлениях: интеллектуальном, нравственном, эстетическом, физическом  и коррекционном.

         Кадры  и повышение их квалификации

      В штатном расписании 12 педагогов, из них – 38% человек с высшим педагогическим образованием, 54% - со средним специальным педагогическим образованием, 8% - с незаконченным высшим образованием.

Качественный состав:

- 38,5% педагогов с высшей категорией;

- 31%   педагогов с первой категорией;

- 8%  педагогов со второй категорию.

Детский сад полностью укомплектован педагогическими кадрами. Средний возраст педагогического состава учреждения – 44 года. (Приложение 5)

Специализация педагогов осуществляется на основе многоуровневой индивидуально-групповой и профильной дифференциации. Она проводится как планово, так и оперативно – согласно заявкам педагогов на оказание методической помощи. Планирование данной  деятельности методической службой учреждения, осуществляется по принципу персонифизации, при  котором учитываются интересы каждого конкретного педагога и специалиста. С этой целью используются данные банка индивидуальных заявок и мониторинга запросов педагогов на оказание методической помощи. Так   же планируются посещения  педагогами   мероприятий по курсовой переподготовке и районных методических мероприятий.

Пространственно-предметная среда

                   Создание пространства развития детей в детском саду обусловлено основными характеристиками развития пространства в селе. Они базируются  на освоении и развитии личностно-ориентированного образования, целью которого является создание условий для становления саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к активной жизни, к активному творческому взаимодействию с себе подобными, природой, обществом на основе общепринятых гуманистических ценностей. В данном контексте и строилась развивающая среда учреждения. Она обеспечивала развитие ребёнку, стимулировала его свободную деятельность, творчество, отвечала рекомендациям образовательной программы. Но инновационный детский сад  наиболее полно удовлетворяет потребности в образовании и воспитании детей и запросы родителей. Это позволило создать детский сад как открытое пространство культурной среде и социуму. Факторами, обусловившими изменения пространства МДОУ, выступили процессы демократизации и гуманизации образования. (Приложение 6)

          Коллектив детского сада создал открытую социуму систему воспитания и обучения, обеспечив, таким образом, естественное психическое, физическое и интеллектуальное развитие каждого ребёнка. Педагогический процесс МДОУ строится  как единое образовательное пространство, как целостная система, обеспечивающая условия существования учреждения как центра развития ребёнка.

          Целостность педагогической системы обуславливается наличием взаимосвязи всех образовательных программ, взаимовлияния всех видов деятельности, знаний специалистов о законах развития личности ребёнка и взаимодополняемости их деятельности в процессе воспитания и обучения детей. Общность образовательного пространства нашего учреждения достигается решением единых задач, единой цели – развитие потребностей ребёнка в познании мира.

  Созданные материально-технические и медико-социальные условия в полной мере обеспечивают охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников, высокий уровень их интеллектуального развития. В учреждении имеется лицензия на осуществление доврачебной медицинской помощи по: сестринскому делу в педиатрии лицензия №ФС -26-01-001154 от 11.08.2010г.

В МДОУ функционируют:

медицинский кабинет;

изолятор.

МДОУ имеет:

музыкальный зал;

тренажёрный зал;

методический кабинет;

ряд служебных помещений. (Приложение 7,8,9)

         Надворные игровые участки в достаточной степени оборудованы малыми архитектурными формами и озеленены в соответствии со стандартом требований.

         На территории детского сада.  расположены:

спортивная площадка, позволяющая круглый год проводить физкультурные занятия на воздухе (Приложение 10,11);

автогородок;

спортивно-игровые конструкции (Приложение 12).

 

        В детском саду уделяется большое внимание развитию способностей  детей, для них организована кружковая работа:

«Юные гимнасты» (рук. инструктор по физкультуре Огерова В.В),

 «Соловушка» (рук. воспитатель Мартынова П.В.),

«Волшебная бумага» (рук. воспитатель Ткаченко О.В.),

«Занимательное рисование» (рук. старший воспитатель  Рязанцева Е.В.),

«Веселая ярмарка» (рук. воспитатель Зоря О.А.),

«Умелые ручки» (рук. учитель-логопед Косекеева Г.Х.),

«Фантазеры» (рук.  воспитатель Рейн С.И.),

«Сказка терапия» (рук. педагог-психолог Абдулхакимова Г.Н.).

Преемственные связи поддерживаются с Домом детского творчества: кружок «Белая ладья» шахматы, кружок «Орхидея» работа с природным материалом. Детский сад активно сотрудничает с НОУ СОШ №16 с. Летняя Ставка, ежегодно начиная с сентября с воспитанниками подготовительной группы, дополнительно  занимаются учителя начальных классов подготовкой  к школе. Традиционно воспитанники МДОУ «Детский сад №1»  принимают участие во всех праздничных мероприятиях проводимых  районным Центром Культуры и Досуга. Дошкольное учреждение активно сотрудничает с Центром занятости населения, участвуя в программах разного уровня. Детский сад поддерживает тесную связь с районной редакцией газеты «Рассвет», периодически в печать выходят статьи и заметки дошкольного учреждения, в соответствии с годовым планом работы осуществляются тематические экскурсии в районную детскую библиотеку (Приложение 13,14).

    Условия для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей в групповых комнатах создаются на основе концепции построения развивающей среды основанной на принципах комплексирования и гибкого зонирования. Определённые возможности в этом плане дают шкафные перегородки, ширмы, с помощью которых, педагоги меняют площадь, пропорцию, планировку.

    За счёт полифункционального использования помещений и пространства в светлых переходах и коридорах учреждения расположены и функционируют: музейный уголок «Комната русского быта», где представлены предметы и утварь старинного русского быта, выставки детских поделок, мини музей «Малая Третьяковка», где представлены репродукции картин. (Приложение 15).

    Групповые комнаты укомплектованы игровым и дидактическим оборудованием в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями развития воспитанников (ширмы-домики, кукольно-игровые: мебель, мягкая игрушка, конструкторы и т.д.).

    Размещение игрового оборудования осуществляется с учётом познавательного интереса детей и уровня их развития. Дети имеют свободный доступ ко всему имеющемуся оборудованию и при желании могут организовать как коллективный, так и индивидуальный вид деятельности.

     Магнитофон, телевизор и DVD- проигрыватель находятся в музыкальном зале.

         Учреждение ведёт целенаправленную работу по укреплению материально- технической базы. По перспективному плану улучшения материально-технической базы детского сада планируется приобретение мультимедийной установки для более качественно высокого уровня проведения конференций, родительских собраний и методических мероприятий, обновление  дидактической базы образовательного процесса, пополнение   предметно-развивающей среды в группах среднего и младшего дошкольного возраста, обновление детской мебели в группах.

        

Содержание образования

     Педагогический коллектив МДОУ осуществляет деятельность по программам и новым и педагогическим технологиям нового поколения:

М.А. Васильева, В. Гербова, Т.Комарова «Программа воспитания и  обучения детей в детском саду»,

Г.Г. Григорьева «Кроха»

Т.Б. Филичева « Программа воспитания и обучения детей с ОНР»,

 Г.С.Швайко «Изобразительная деятельность»,

Е.В. Колесникова «Математические ступеньки»,  

И.М. Каплунова, И.А.Новоскольцева «Ладушки»

С.И. Семенака «Уроки добра».

     Деятельность учреждения была построена по нескольким направлениям: физкультурно-оздоровительное, познавательное, художественное, коррекционное. Анализ данных направлений позволил выявить следующее.

        В системе физического воспитания использовались разнообразные формы двигательной деятельности: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультурные досуги, дни здоровья, самостоятельная двигательная деятельность детей, физкультурные минутки, подвижные игры на прогулке, спортивные праздники, секции физической культуры. Все формы работы проводились динамично, с хорошим эмоциональным  настроем  детей,  использовались  упражнения  на  все группы мышц из различных исходных положений. В структуру занятий включались упражнения по коррекции осанки, укреплению свода стопы.

Хорошая физическая подготовка большинства детей, знание ими предлагаемых упражнений, игр, умение выполнять заданий по инструкции говорит о творческом подходе к организации физического здоровья детей. Использование опорных сигналов, подсказок, модифицированная структура занятия дают стабильный, достаточно высокий уровень нагрузки и активизации двигательной активности детей.

При анализе результатов физического развития детей  были получены хорошие результаты. (Приложение 16,17).    Наблюдается положительная динамика роста количества воспитанников с нормальным физическим развитием (Приложение 18).

Позитивными накоплениями коллектива в реализации физкультурно-оздоровительного блока явились различные по содержанию и формам организации взаимодействия специалистов: медсестры, воспитателей, физкультурного руководителя и других, так как система оздоровления и физкультурной работы дают положительные результаты, тенденцию к снижению заболеваемости.  Заболевания ОРВИ 2007г. – 0,5 случаев на одного ребенка при количественном составе 86 детей, 2008г.- 0,3 на 97 детей, 2009г.- 0,4 на 116 детей, 2010г. – 0,4 на 119 детей. (Приложение 19)

  Педагогический коллектив развивал тенденцию к интеграции содер­жания физически - оздоровительного и художественного развития детей.

 Основной целью деятельности МДОУ за прошедший период в сфере по­знавательного развития ребенка явилось развитие образных форм позна­ния мира ребенком, развитие его любознательности и познавательной активности.

 Содержание воспитательно-образовательной работы обеспечивало детям последовательный переход от представлений об объекте к выделению сущностных характеристик групп объектов, установлению связей и зависимостей между объектами и явлениями, формированию способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей; развитие умственных способностей). Содержание реализовывалось в специально- организованной, самостоятель­ной и совместной с взрослыми деятельностях, где ребенок восприни­мался как уникальная, неповторимая личность. Проводя развивающие занятия, педагоги каждый раз устанавливали партнерские отношения с детьми, поддерживая их творческие проявления, опираясь на знание осо­бенностей ребёнка, понимая его интересы и стремления, создавали оптимальные условия для развития ребёнка. В реализации содержания программы опора осуществлялась на гуманитарный принцип, который обеспечивал раскрытие всеобщих связей реального мира и ребёнка. (Приложение 20,21):

О самоценности дошкольного периода развития, т.е. обогащение, наполнение наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности.

Развитие способностей ребёнка, которые позволяют ему самостоятельно находить решения в новых ситуациях.

Развитие умственных и художественных способностей ребёнка, установления новых взаимоотношений взрослых с детьми.

Содержание этой работы стало основой для развития любознательности, познавательных способностей для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.

         Через разные виды деятельности педагоги способствуют у детей развитию умения самостоятельно ставить цель, и обдумывать путь к её достижения, осуществлять свой замысел и оценить полученный результат с позиции цели. У детей сформирован интерес к творчеству, так как в МДОУ созданы условия для общей увлекательной деятельности.      Вся атмосфера жизни детей создаёт возможность познавательной активности ребят, они участники в разрешении проблемных ситуаций, в проведении опытной работы, экспериментировании.

Познавательное развитие каждого ребёнка отслеживается педагогами по следующим показателям:

есть ли у ребёнка познавательный интерес;

может ли он принять или поставить сам простую познавательную
задачу, разрешить её, находит ли решение;

какова умственная работоспособность ребёнка;

способен ли он сохранять внимание, запоминать.

При анализе результатов исследования уровня познавательной деятельности было выявлено 5 уровней сформированности познавательной деятельности. Здесь представлены результаты ознакомления с окружающим миром детей дошкольного возраста (Приложение 22,23).

Эти уровни отражают динамику развития познавательной  деятельности, переход детей от «группы развития» к возрастной норме  из среднего уровня к высокому уровню развития познавательной деятельности.

Таким образом, развивая познавательную деятельность, воспитатели ориентируются на личностное взаимодействие с детьми, учитывая ряд условий: ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решения задач проблемного характера; умение педагога поддержать и направить интерес к содержанию занятия, создать состояние увлеченности, умственной напряжённости, радости интеллектуальной победы; умение постоянно менять форму «опросов, заданий, стимулирование поисковой деятельности детей, создание атмосферы напряженной коллективной работы; создание коррекционно-развивающего пространства ДОУ, взаимодействие со всеми специалистами.

На последующем этапе работы МДОУ ориентировано на разработку новых технологий обучения и воспитания с учетом интересов, духовных потребностей личности ребёнка, а также на выбор оптимальных форм содержания, методов обучения и воспитания, индивидуальный подход к детям и на этой основе создание индивидуальных карт развития каждого ребёнка.

Основными задачами выступили:

обеспечение условий развития внутреннего "Я" ребенка;

желание и готовность ребёнка войти в мир искусства;

-        направленность на развитие творчества и коммуникативности                      ребёнка в совместной с взрослыми и самостоятельной деятельности;

развитие культуры чувств ребёнка;

развитие гуманитарной культуры как комплекса личности: единства
внутренней сущности и внешней поведенческой выразительности, тонко-
го восприятия прекрасного и безобразного в человеческих отношениях,
эмпатии  (способности сопереживать, сострадать).

В 2010-2011гг. воспитателями, реализующими художественно-эстетический блок содержания, была поставлена общая цель: развитие личности ребёнка через искусство. Выбор данной цели основывался на понимании того, что освоение мира ребёнком происходит преимущественно через восприятие искусств.

Выстроились общие педагогические задачи по художественному развитию ребенка: развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности; формировать эстетический вкус; развивать интерес к познанию действительности.

        В работе целенаправленно у детей развивалась способность формировать образ, отражающий внутреннее содержание; выявлялись индивидуальные особенности использования цвета; использовалась система ТРИЗ, которая знакомила детей с абстрактной живописью, побуждавшая их к беспредметному изображению на основе ассоциаций. Важнейшим и наиглавнейшим средством изобразительной грамоты и, в частности, передачи цветовых отношений являлось рисование с натуры. Развитие чувства цвета происходило в комплексе различных видов искусств: музыка, художественное слово, театральная деятельность.

           В музыкальной деятельности  уделяется больше внимания не освоению специфических умений и навыков, а формированию музыкального чувствования и ориентирования ребёнка в мире музыки.

          В анализируемый период работа специалистов, реализующих содержание художественно-эстетического блока, строилась на принципе интеграции музыки и художественного слова, музыки и  театра, художественного слова и ИЗО.

           Художественно-эстетическое развитие дошкольника невозможно без развития его эмоциональной сферы.                                                                      Результаты диагностики по рисованию показали неплохие результаты (Приложение 24,25)

В перспективе, исходя из результатов предшествующей работы, специалисты художественно-эстетического блока считают необходимым акцентировать внимание на формирование у ребёнка способности к сопереживанию и творчеству, как духовного ядра внутреннего мира личности дошкольника, а также большое внимание уделить развитию речи детей.

Содержание образовательного процесса включает в себя все направления образовательной программы детей дошкольного возраста.

     Педагоги постоянно работают над повышением своего профессионального мастерства путем активного участия в районных методических объединениях, конкурсах педагогического мастерства, семинарах, конкурсах дошкольных учреждений:

- 2009 год районный этап краевого конкурса «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – 2009»; (воспитатель Рязанцева Е.В. заняла второе место);

- 2009 год районный фестиваль инновационной деятельности образовательных учреждений Туркменского муниципального района «Вдохновение – 2009» (дипломант фестиваля воспитатель Кириченко Н.А.);

- 2009 год участие в районном фестивале «Самые юные интеллектуалы» (дети подготовительной группы заняли призовые места: третье место в художественном конкурсе, первые места среди мальчиков и среди девочек);

- 2009 год участвовали в районном этапе краевого конкурса по безопасности дорожного движения «Зелёный огонёк»;

- 2010 год районный фестиваль инновационной деятельности образовательных учреждений Туркменского муниципального района «Вдохновение – 2010» (дипломанты фестиваля инструктор по физической культуре Огерова В.В., педагог-психолог Абдулхакимова Г.Н.);

- 2010 год участие во всероссийском конкурсе семейной фотографии «Я готовлю для своей семьи»;

- 2010 год проведение районного семинара по обмену опытом «Комплексное оздоровление детей в современном ДОУ»;

- 2010 год участие в  краевом этапе конкурса «За безопасность всей семьёй» в двух номинациях: «Вместе с родителями – за безопасность детей на дорогах», «Наша семья знает ПДД»;

- 2010 год в районном этапе краевого конкурса детских работ «Я рисую детский сад» приняли участие десять воспитанников ДОУ;

- 2010 год районный этап краевого конкурса  «Воспитатель года 2010» в номинации «Младший воспитатель»  (приняла участие помощник воспитателя Хвостикова Н.Д.);

- 2010 год  краевой этап  конкурса «Детский сад  года  -2010»;

- 2011 год районный этап краевого конкурса «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения – 2011» ( воспитатель Зоря О.А. заняла второе место);

- 2011 год районный этап краевого смотра- конкурса  «Зеленый огонек 2011»;

- 2011 год  районный фестиваль «Самые юные интеллектуалы» ( приняли участие четверо воспитанников ДОУ);

- 2011 год всероссийский конкурс «Детские сады  - детям» в номинации «Лучшая здоровье сберегающая методика»; (Приложение 26)

За высокие показатели в работе педагоги и специалисты ДОУ удостоены чести находится на  доске почёта отдела образования инструктор по физической культуре Огерова В.В., музыкальный руководитель Мартынов В.В., медсестра Серга С.Т., заведующая Лепетюха М.Н., старший воспитатель Рязанцева Е.В..

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»